понедельник, 15 июня 2009 г.

Кончита Супервиа 1899-1936

КОНЧИТА СУПЕРВИА
(8.XII.1899- 30.III.1936) - исп. артистка оперы (контральто). Артистич. деятельность начала в 14-летнем возрасте. Европ. известность принесли ей выступления в Италии (Турин, Милан, Рим) в сер. 1920-х гг. С успехом пела в т-рах Парижа ("Гранд-Опера", "Опера комик", Т-р Елисейских полей), Мадрида, Брюсселя, Копенгагена, Барселоны, Чикаго. С 1934 выступала гл. обр. в т-ре "Ковент-Гарден". Была популярна как исполнительница исп. нар. песен. С. обладала редким голосом-колоратурным контральто обширного диапазона (исполняла партии меццо-сопрано). Виртуозное вок. мастерство позволило С. стать единственной в 20 в. преемницей крупнейших "россиниевских" певиц прошлого - И. Кольбран, М. Марколини, А. Маланотте. Лучшие партии С.: Розина; Золушка, Изабелла ("Золушка", "Итальянка в Алжире" Россини), Октавиан ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Кармен.
Кончита Супервиа, притягательная личность и выдающаяся певица, была артисткой легенды о которой порой заслоняют реальные факты ее биографии и установить истину порой непросто. Когда, например, она родилась?
Близкие ей люди отвечают на этот вопрос по-разному. Ее английский муж ее испанская мать не могли точно назвать год ее рождения, хотя согласились, что она родилась 8 декабря.
Единственный сын певицы утверждал ,что его мать родилась. Во всяком случае нет сомнения, что Кончита Супервиа родилась в Барселоне. Ее отец был из Арагона, а мать из Каталонии и образование она получила в Колехио де лас Дамасе Неграсе. Вопрос - больше чем одно из праздного любопытства; это музыкально интересно.Часто говорят,
что причина быстрого заката карьер многих талантливых вокалистов в слишком раннем начале карьеры, в том что слишком рано они хватаются за непосильные роли, не достигнув необходимой зрелости. Но биографии многих певиц из числа самых прославленных это опровергают. Патти появился в Лючи ди Ламмермур, когда ей было шестнадцать; Зембрих в Пуританах, когда ей было девятнадцать; Шуман-Хейнк как Азучена вl Трубадуре, очень тяжелой роли, когда ей было девятнадцать. И есть много, много других подобных примеров.
Есть, все равно, что-то необыкновенное в карьере Кончиты Супервиы, если как считается ей было всего пятнадцать, когда она сделала свой оперный дебют в Буэнос-Айресе (не в Колон, а в меньшем театре). Это было в 1910, и ее успех, должно быть, был быстр, поскольку к концу 1911 она пела в Риме как Октавиан в ‘Кавалере роз”. Это значит ей было всего шестнадцать, когда она появилась в такой серьезной роли в одном из ведущих оперных театров Италии.
Конечно международную славу принес ей не Рихард Штраус, а Россини.. Эта часть ее карьеры, кажется, началась в 1925, когда она спела в “Итальянке в Алжире” под руководством Витторио Гуи. Чуть позже она добавила к этой роли даже более блестящую партию в “Золушке”, а затем , хотя менее часто, пела в редко в те времена звучавшей оригинальной версии меццо-сопрано. Эти “Золушка” и “Итальянка в Алжире” стали настолько известны, что они начали исполняться , с Супервиа и другими более-менее постоянными участниками,повсюду в Италии и в других странах Европы. В 1929 обе оперы были очень успешны в Париже, и в 1933 “Золушка” была включен в программу первого ‘Флорентийского музыкального мая’. В 1934 эти спектакли о достигло Лондона, и были повторены в 1935 вместе с “Итальянкой в Алжире” . Без сомнения Ковент Гарден услышал бы намного больше Россини Супервии и ее другие роли, если бы не ее преждевременная смерть в 1936.
Для этих опер Россини у Супервиа были все качества. Чтобы начать с голоса непосредственно, у нее были необходимый тембр и диапазон: подлинное меццо-сопрано больше двух октав. Замечательна подвижность ее голоса, самые сложные рулады пелись непринужденно и легко.В то же время в большой части ее колоратуры есть испанская страстность и напористость, которая возможно встревожила бы Россини и его современников. В своё время, красота тона и прекрасная гладкость эмиссии были расценены как главные вокальные достоинства (что вполне справедливо) и вначале он, возможно, отклонил бы некоторые из рулад Супервии как грубые и провинциальные. Но она обладала в изобилии другими качествами, которые он, должно быть, скоро нашел неотразимыми. Остроумный и общительный , и чрезвычайно восприимчивый к женскому очарованию, он, возможно, был бы не в состоянии устоять перед ее красотой, ее бьющим через край жизнелюбием, ее заразительной веселостью и озорством?
А вот что пишет о ней Дж.Лаури-Вольпи:
"Перед нами певица, наделенная лирическим сопрано, которая из-за плохих верхов взялась за меццо-сопрановый репертуар, выбирая в нем партии, допускающие подмену чисто звуковой выразительности выразительностью декламационной.
Партии Миньон, Золушки, Итальянки в Алжире нашли в голосе этой каталонки воплощение выпуклое и полное грации. Замечена была Супервиа еще во Флоренции, когда дебютировала в «Норме», имея своей партнершей Эстер Мадзолени. Впоследствии она безраздельно завоевала публику изысканным благородством интонации и блеском своих внешних данных.
А начала она в 1920 году, в пору, когда Анитуа и Стиньяни пожинали лавры успеха, И вторгнуться в их владения и утвердиться там для молодой артистки было делом вовсе не легким. Все же, проявляя скромность и терпение, не выдвигая громких требований и скороспелых претензий, она сумела пробить себе Дорогу.
Позже, гастролируя во Франции, она захотела исполнять «Кармен» в стиле Комической оперы. И вот бархатистый и нежный голос Адальжизы переродился в прокуренный голос севильской сигарницы. Очень велик разрыв между Беллини и Визе, между ангелоподобной, охваченной чистой любовью Адальжизой и этой дочерью сатаны, непостоянной и насмешливой. Внутренний мир бедной Кончиты претерпел нечто вроде землетрясения, и последствия его сказались даже на ее повседневной жизни: в жестах ее появилось некое, беспокойство, в походке — суетливость. Она как бы постоянно ждала распоряжений какого-то важного лица, готовилась повиноваться не подлежащему отмене приказу.
К.Супервиа поет Сегидилью из Кармен Ж.Бизе

Дух Кармен завладел ее телом настолько, что даже голос ее стал покачиваться, напоминая отрывистые звуки колокольчика, сотрясаемого невидимой рукой. В этом она напоминала известную Луизу Гарибальди*, которую автор слышал однажды в партии Маддалены в старом театре «Костанци» в Риме.
После «Кармен» прекрасную Кончиту нельзя было более узнать. От свежести и нежности, которую она когда-то умела вкладывать во многие исполняемые ею партии, не осталось и следа. Она уехала в Мадрид, некоторое время соперничала там в популярности с Мигелем Флетой и вскоре умерла"

Здесь можно скачать записи Супервиа

Arias operisticas
Bizet: Carmen L'amour est un oiseau rebelle
Bizet: Carmen PrКs des remparts de Seville
Bizet: Carmen Les tringles des sistres tintaient
Bizet: Melons ! Coupons ! (Card Scene)
Rossini: L'Italiana in Algeri. Ai capricci della sorte (con Carlo Scattola): 1927
Rossini: Il Barbiere di Siviglia. Una voce poco fa: 1927
Rossini: Il Barbiere di Siviglia. Contro un cor (con Giovanni Manuritta): 1928
Rossini: La Cenerentola. Nacqui all'affanno: 1927
Gounod: Faust. Il etait un roi de Thule: 1931
Thomas: Mignon. Connais-tu le pays?: 1931
Saint-Saens: Samson et Dalila: Printemps qui commence: 1931
Delibes: Bonjour Suzon: 1930
Delibes: Viens, une flute invisible: 1930

Musica espanola (Frank Marshall, piano)
El pano moruno: 1930
Seguidilla murciana: 1930
Asturiana: 1930
Jota: 1930
Nana: 1930
Cancion: 1930
Polo: 1930
Balomir - Meus Amores (Balada Gallega, en gallego): 1929
Serrano: La Alegria del Batallon. A una gitana preciosa: 1932
Serrano: El Mal de Amores. Cancion de la gitana: 1932
De Yradier: La Paloma: 1930
Joaquin Valverde: Clavelitos: 1927
96 mb

Комментариев нет:

Отправить комментарий